Как придумать увлекательный сюжет и сдать работу заказчику ровно в срок.
Антон Аносов – Поэт, либреттист и драматург, автор мюзиклов «Zumer», «Большая перемена», и опер «Туда и обратно», «Мария де Буэнос-Айрес» и др. Создатель литературно-театрального проекта «Сказки для взрослых».
Первым моим спектаклем, в котором я поработал в качестве либреттиста был антрепризный мюзикл «Ах, фестиваль» для «Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Либреттист – это человек, который сочинил или переработал текст специально для литературно-музыкального произведения.
А позвал в этот проект меня мой знакомый режиссер: он знал, что я пишу хорошие художественные тексты, вот и предложил мне попробовать свои силы в написании либретто. Так что без знакомств в творческой среде получить хороший заказ практически нереально: сарафанное радио здесь работает как нигде.
Как написать сценарий для художественной постановки
Шаг 1: придумать сюжет по техническому заданию (ТЗ) заказчикаЕсли на тебя свалился заказ с написанием сценария художественной постановки, первое, что необходимо — это придумать сюжет и синопсис.
Синопсис – это краткое изложение твоего будущего сценария со всеми сюжетными линиями и персонажами. Он понадобится для первого ознакомления заказчика с твоей задумкой.
Задача синопсиса – наглядно показать заказчику, что все сюжетные действия в будущем спектакле логичны и имеют четкую структуру.
Три правила синопсиса, которые лучше не нарушать:
- В идеале, размер синопсиса должен составлять около 3000 тысяч знаков с пробелами.
- Синопсис, также как любой сюжет, строится по драматургическим законам: завязка - кульминация – развязка.
- Лучше всего писать синопсис в настоящем времени от третьего лица.
Заказчик (обычно им выступает режиссер или продюсер) обозначает ТЗ на разработку сценария. В соответствии с техническим заданием и придумывается история. Например, режиссер хочет видеть в своей постановке противостояние двух героев, любовную линию и, чтобы все действие происходило в Москве 60-х годов. Твоей задачей будет погрузиться в предлагаемые обстоятельства и начать фантазировать в стиле: «А что, если…». Так и создается история.
Шаг 2: написать сценарный план
Методично и последовательно распиши место и время действия происходящего в каждой сцене. Например: «Сцена 1. Главный герой просыпается рано утром, потягивается, зевает, берет телефон и начинает листать ленту социальных сетей.
Если пренебречь сценарным планом, то к середине работы легко запутаться – иногда фантазия уводит автора слишком далеко от ТЗ и первоначальной задумки.
Шаг 3: «обрасти» диалогами и подробностями
Теперь, когда у тебя есть «скелет» сюжета и четко расписанный сценарный план, пора браться за сам текст: включать подробности, придумывать диалоги между героями, создавать характер персонажей. Но, несмотря на то что именно на этом шаге начинается творчество, работать только в период вдохновения все же не стоит. Обычно у каждого заказа на сценарий есть дедлайн и, как правило, время сдавать работу наступает очень быстро.
Я никогда не жду вдохновения, потому что обычно оно наступает позже дедлайна. Я давно превратил работу над сценариями в адекватный рутинный процесс. Вот увидишь, даже в строгом режиме работы есть место творчеству.
Шаг 4: вставь песни
Если речь идет о мюзикле, то на данном этапе пора подключать композитора и режиссера и всем вместе определять (конечно, исходя из сценарного плана) сколько будет в постановке песен, где они будут располагаться, какого они будут типа: «общая атмосферная», «песня действия», «диалоговая». На этом этапе песни прописываются в сценарном плане точно в тех местах, где они должны быть по сюжету.
Если мы говорим не о музыкальном жанре, то к этому этапу у тебя на руках есть первый вариант сценария художественной постановки. Если нет никаких правок, то теперь ответственность переходит к режиссеру. Но расслабляться еще не время.
Шаг 5: готовься к правкам
Не переживай, если в процессе написания сценария, тебе прилетают объективные правки. Заказчик может просить изменить тон повествования, убрать или добавить героя или вообще перенести действие в другое место.
Такое происходит не потому, что ты плохой сценарист или что-то делаешь неправильно: просто заказчик в результате хочет получить классный продукт и старается выжать максимальный результат из каждого процесса постановки.
Когда все готово, тексты прописаны, музыка сочинена, а актеры подобраны, начинается постановочный процесс. Другими словами, происходит читка. В этот момент вносятся последние коррекции в сценарий, проводится заключительная редактура.
После этого дело остается за постановочной командой, а ты можешь спокойно готовиться к сочным плодам своего творчества!»
Книги, которые стоит прочесть начинающему сценаристу
- Роберт Макки «История на миллион»
- Роберт Макки «Диалог. Искусство слово»
- Корней Чуковский «Высокое искусство»
- Корней Чуковский «Живой как жизнь»
Минута мотивации
В моем первом сценарии мюзикла уже был придуман сюжет, и фактически я создавал только тексты песен. Но работа меня так увлекла, что после проекта я занялся самообразованием в этой сфере: читал специализированную литературу, находил информацию по написанию сценариев в интернете.Поэтому сценаристом можно стать, даже не имея профильного образования: все зависит от твоего желания, обучаемости и отношению к критике. На этих «трех китах» написать классный сценарий художественной постановки не составит труда. Главное – начать!