Окупятся ли вложения?
Все началось с увлечения музыкой. У меня была своя группа и однажды встал вопрос о записи трека - с тех пор увлекся этим делом. Через какое-то время группа распалась, но я решил продолжить заниматься звукорежиссурой. Сперва набирал клиентов, работая за какие-то минимальные деньги, потом набрался опыта, сформировал портфолио, стал зарабатывать больше - так и происходит рост.
Когда я только начинал свой путь звукорежиссера, было сложно найти какое-то обучение, были лишь какие-то обрывочные видеокурсы. Сейчас с этим проще: можно подобрать офлайн или онлайн обучение на любой вкус и бюджет. Например, есть известная школа Musicheads, где преподают профессионалы или курс Ильи Лукашева - идеальный старт для новичков в профессии.
Мне кажется, если человек не увлекается музыкой, не разбирается в ней, то смысла в открытии студии вообще нет, это будет просто бесполезное вложение денег. Проще тогда открыть кальянную.
В любом случае, где бы ни находилась студия, нужно провести акустическую обработку помещения - определенными материалами заглушить пространство, чтобы не было отражений звука. Создать изоляцию по минимальному уровню можно с помощью минеральной ваты – стоимость такой отделки начинается от 300 рублей за один квадратный метр.
Студия, которая только открывается, первое время может обойтись без супермощного, а значит дорогого микрофона. Если хочешь сэкономить, то обрати внимание на бюджетные китайские модели «SE ELECTRONICS». Цена такого микрофона варьируется от 7 до 20 тысяч рублей, а по качеству этот вариант практически не уступает дорогим. Также неплохими считаются микрофоны русской марки «ARK» или «Октава». Их стоимость начинается от 25 тысяч рублей.
Я всегда использовал программу “Steinberg Cubase”. Сперва те версии, которые находил в интернете, но когда начал зарабатывать на студии, приобрел лицензионную седьмую версию. В настоящей момент работаю с десятой версией, пока меня все устраивает.
Цена в регионах начинается от 800 рублей в час за самую минимальную услугу. Для начинающей студии со средним оборудованием ставить ценник выше абсолютно бесполезно. Даже в регионах есть много крутых студий, с хорошей аппаратурой, проверенными звукорежиссерами и люди скорее пойдут туда. Поэтому чем меньше бюджет студии, тем ниже будет цена услуги за час.
Лично моя фишка — я сам. Клиенты обычно идут к звукорежиссеру, результат работы которого их полностью устроил. Я стараюсь максимально настроить контакт с клиентом, чтобы ему все понравилось, было комфортно, интересно и захотелось прийти снова.
Работа на потоке, конечно, приводит к выгоранию: сейчас уже нет такого запала, как десять лет назад. Но, когда ко мне приходят клиенты с каким-то интересным заданием, глаза вновь загораются. Бывает, что работа с людьми вызывает определенные трудности: есть, так называемые, “сложные клиенты”. Например, приходит человек, который не очень разбирается в музыке, но у него есть сильные амбиции и он пытается навязать тебе какие-то свои стереотипы. Приходится как-то приходить к компромиссу.
Многие меня спрашивают, как я пережил пандемию. Да нормально пережил, во все последние кризисы я как-то не заметил падения спроса. Но у профессионалов, в принципе, всегда есть чем заняться. Даже если где-то запись отменилась и кто-то не пришел, есть вариант что-то свести или открыть обучалки, посмотреть-почитать что-то новое. В общем, дел хватает.