За 6 шагов.
Андрей Цветков-Толбин — режиссер шоу, драматических и музыкальных спектаклей, опер, педагог в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова, педагог в Академии хорового искусства имени В. С. Попова, экс-солист Большого театра России.
Я не могу разделить свои проекты на маленькие и большие, ведь каждый спектакль для меня – крупный. Выделять какой-то один свой спектакль – это как хвалить только кого-то одного из своих детей.
В общей сложности я поставил больше 47-ми спектаклей и все они для меня очень дороги. Но если говорить о площадках, судить по количеству людей, то это, конечно, мюзикл «Ах, фестиваль» на «Всемирном фестивале молодежи и студентов» в Сочи. Большая работа была проделана при постановке рок-оперы «Неравнодушные». Из последнего у меня есть много оперных проектов в Рязани, Воронеже: например, опера Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста», «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Дитя и волшебство» Мориса Равеля.
1) Определись с пьесой
Подумай, какую именно пьесу ты хочешь поставить: современную или классическую, в прозе или в стихах? Если ты берешь пьесу современного драматурга, то будь готов к тому, что автору нужно будет отчислять роялти с продажи билетов. Также выбирай материал с нужным тебе количеством ролей, чтобы потом срочно не пришлось добирать актеров или оставлять кого-то без работы.Все начинается с идеи, потом – со слова. Я всегда говорю, что ставить нужно только то, что хочется. Если ты веришь в свое дело – то оно обязательно состоится. Если хоть в проекте не верит в него – он уже под вопросом. Значит нужно собрать такую команду, где все горят первым смыслом – идейным. Во вторую очередь уже материальным, но одно другое как бы дополняет. Идея плюс материальная заинтересованность – это условия для хорошего коммерческого проекта.
2) Найди инвесторов
Конечно, можно поставить спектакль и без крупных вложений (что и делают новички). Однако если ты решился на крупный проект, то без финансовой поддержки не обойтись. Ты можешь привлечь инвесторов, даже далеких от театра, и просто перечислять им определенный процент прибыли от постановки. Но, если речь идет о твоем первом спектакле, то можно сделать классную постановку, не потратив огромных сумм денег на проект.3) Привлеки актеров
Если у тебя нет своего театра или действующей труппы, то придется привлекать актеров со стороны, а для этого устраивать кастинг или прослушивание. На этом этапе нужно, чтобы как можно больше артистов узнали о предстоящем кастинге, поэтому не отказывайся ни от каких возможностей пиара: распространяй информацию по социальным сетям, обратись в СМИ и онлайн-ресурсы для рекламы.4) Найди место для репетиций
Твоя задача как режиссера – обеспечить актерам место для репетиций, которое будет соответствовать всем техническим аспектам, т.е. вмещать в себя декорации, световое оборудование, звуковые системы. Но если спектакль не предполагает больших декораций и сложного света – можно устраивать репетиции практически в любом свободном пространстве.У меня были такие проекты, где на спектакль или шоу давалось три дня и люди с нуля, своим «горением» вытаскивали большие площадки. А есть проекты долгосрочные, больше направленные на художественную ценность, где можно поискать, не торопиться.
5) Заранее позаботься о реквизите
Если в спектакле будет реквизит, сценические костюмы или сложные декорации – это все нужно будет успеть закупить и собрать к началу первой репетиции. Не обязательно покупать новый реквизит – можешь поспрашивать о наличии нужных вещей и одежды у знакомых или дать объявление в социальных сетях.6) Составь график репетиций
Как только пьеса, площадка и актеры будут набраны – составь график репетиций, на которых смогут присутствовать все актеры. Запомни одно правило – чем медийнее актер – тем сложнее будет «встроить» его свободное время в график репетиций.Отталкиваться нужно от цели и задачи спектакля. Если цель войти в историю – это долгий проект, если цель – хайпануть и заработать денег это быстрые проекты. Но это не значит, что они не трудоемкие. Наоборот, можно так надорваться за одну неделю, что на месяц потом выпадешь из строя. Тут надо очень грамотно расходовать собственную энергию.
Трудности в постановке спектакля
Как бы странно это не звучало, но для меня самое сложное в постановке спектакля – люди. С годами очень сложно стало взаимодействовать с людьми. Приходится быть на площадке не только художником, а нужно выполнять много функций из разряда «психолог», «философ», «историк», «географ». Больше в какую-то врачебную историю сваливаешься, из профессии художника в профессию врача.В каком-то смысле профессия и актера и режиссера подразумевает собой и лечение и врачевание – правда мы работаем с душами людей. Но сейчас сложно стало понимать людей, иногда не хочется вникать в чьи-то проблемы. Изменился я сам, изменились люди и вот человеческий фактор самый сложный из всех моментов.
Заряд на успех
Самое главное, с чего нужно начать молодому режиссеру – действие. Если ты будешь мечтать о собственном спектакле, но не найдешь в ближайшее время даже пьесу для постановки – ничего не выйдет.Освой искусство маленьких шагов, наладь нужные связи, не бойся трудностей и тогда твоя мечта может осуществиться даже быстрее, чем ты планируешь. Верь, что у тебя все получится и заряди своей верой всю команду – только в таком случае можно прийти к успеху без больших материальных затрат.