Журнал
2022-12-14 12:44 Обмен опытом

Творческий путь: от графического дизайнера до дизайна интерьеров

Как работать с правками от клиентов, нужно ли дизайнеру высшее образование и что делать, если заказчик говорит: «Мне не нравится».




Дарья Шахновская – графический и интерьерный дизайнер.



Мой путь начался еще с детской художественной школы. Благодаря знаниям, полученным в ней, я смогла поступить на архитектурный факультет технического университета. После окончания института я сперва работала помощником архитектора, потом графическим дизайнером, а сейчас мое направление - интерьерный дизайнер.

Я не люблю стоять на месте, мне интересны многие направления, поэтому в настоящее время я начинаю осваивать UX-дизайн. Этого требует не только современный мир, но и личные обстоятельства.

Нужно ли дизайнеру высшее образование?

Один дизайнер, у которого есть высшее образование будет говорить, что оно необходимо. Точно так же, как другой, прошедший лишь курсы и освоивший все азы самостоятельно, будет говорить, что высшее образование необязательно.

Основными плюсами высшего образования являются наработанная база и вращение в определенных творческих кругах. Опыт нужно перенимать не только из книг, но и еще в общении, в контексте места где ты живешь или учишься. Знания, полученные из книги, но не примененные на практике наполовину мертвы.

Кажется, верного ответа на этот вопрос не существует, потому что человеческая судьба, также как и история, не знает сослагательного наклонения. Я не знаю можно ли стать классным дизайнером без образования, потому что у меня в окружении нет таких ярких примеров. В основном, все мои коллеги имеют художественное, архитектурное, либо дизайнерское образование.

Я встречала на своем пути несколько самоучек, не дизайнеров, а просто людей творческих специальностей, и мне кажется, что по их работам видно, что у них нет нужной базы. Но так как выборка очень мала, я не могу по ней судить и делать какие-то выводы. Я думаю, что высшее образование — это в любом случае классно, потому что именно оно дает систематизацию знаний и расширяет кругозор и твои возможности.

Но если у человека есть интерес, сила воли, время и он жадно ищет информацию по теме в различных источниках, читает профессиональную литературу, проходит какие-то курсы, ходит на выставки, постоянно вращается среди творческих людей, то такой дизайнер может быть гораздо профессиональнее, чем тот, у кого нет интереса к профессии, но есть высшее образование.

Главные сложности в работе дизайнера

У большинства дизайнеров есть две главные проблемы:
  • Неумение заработать на дизайне деньги, особенно в начале пути.
  • Неумение принимать правки без душевной боли.

Сложность любой творческой профессии в том, что ты создаешь что-то новое, чего не было раньше. Это практически как родить ребенка – то есть этого не было, ты это создал, ты это по умолчанию любишь, особенно если горишь проектом, который делаешь. А заказчик не всегда бывает избирателен в словах: он может задеть тебя определенной характеристикой, при этом будучи абсолютно неправым. Основная проблема дизайна в том, что здесь все слишком субъективно. Один заказчик «тащится», другой морщится, одному нравится, а другому абсолютно нет. Причем практически никогда не угадаешь, приглянется именно этому человеку твой проект или нет.

Кстати, еще одна сложность, которую отмечают все дизайнеры, работающие с визуалом на «удаленке» - со временем тебе становится сложно нормально конструировать свои мысли, да и вообще, навыки общения теряются. Поэтому важно в свободное от работы время встречаться с друзьями, с коллегами или родственниками и обсуждать что-то помимо дизайна.

Что делать, если заказчик говорит: «Мне не нравится»

С одной стороны, если ты будешь каждый раз «ломать» себя и делать только то, что требует заказчик, то ты можешь вскоре потерять свой стиль, свою узнаваемость и стать просто карандашом в руках чужих людей. С другой стороны, клиент, который платит деньги имеет право получить все, что он хочет.

Поэтому либо ты создаешь что-то только по своему вкусу и ищешь клиента, готового купить у тебя то, что ты делаешь. Либо ты просто подстраиваешься под каждого клиента и создаешь не всегда то, что хочется.

Правда есть и третий вариант: попытаться убедить заказчика, что твой дизайн – самый верный и точный. Но, это больше подходит к коммерческой индустрии. Т.е. можно доказать, что именно твой дизайн будет лучше продаваться, что большинство покупателей лучше реагируют на эту упаковку, а не на другую. Но если это связано с каким-то личным дизайном, то не думаю, что доводами можно изменить мнение человека о том, подходит ли ему это или нет.

Что делать, если заказчик говорит: «Не знаю, что хочу, но хочу красиво»

Первое, что нужно сделать – встретиться с таким заказчиком лично и просто поговорить. После встречи ты поймешь, что ему приблизительно хочется. На этом этапе можно высылать бриф (некую визуальную анкету). Пусть клиент выберет какие цвета ему больше нравятся, какие картинки. Таким образом, чисто технически, ты поймешь, что для человека приемлемо, а что нет.

Внешний вид, одежда, цвет волос, эмоциональность человека, жестикуляция – все эти мелочи составляют картину, по которой ты можешь понять, что человек примет в дизайне, а что нет. Важно собрать их воедино и психологически почувствовать человека. А потом предоставить ему несколько вариантов и понять, что ему нужно, послушать, какую он дает обратную связь. И уже на основе этого выдавать дизайн, который будет отражать личность этого человека. В желания всех своих друзей и родственников, которым я делала дизайны, я попадала всегда с первого раза. Но не потому, что знала их предпочтения, а потому что хорошо знала их как личностей.

Минута вдохновения

Наверное, вопрос «Чем ты вдохновляешься?» – самый страшный для всех творческих людей. Я считаю, что вдохновиться можно чем угодно, но часто ты не знаешь, что послужило источником твоего вдохновения: музыка, груша в продуктовом магазине, облако или картинка на сайте «Pinterest». Главное, чтобы ты был открыт к принятию этого вдохновения и поиску чего-то нового. И тогда любое событие сможет тебя вдохновить на что-то классное и интересное.