Оформить подписку
Total: 
Избранное
Журнал
Обмен опытом

Как стать редактором в книжном издательстве

Кто такой редактор, как им стать и нужно ли тебе это?

(unsplash.com @Gaman Alice)



Мария Пономарева – литературный коуч, выпускающий редактор книг, продюсер креативных проектов.



Изначально я работала корреспондентом на телевидении, но после того, как я три года провела в сфере журналистики, она мне слегка наскучила. Захотелось более глубоких и интересных проектов, чем короткие новостные статьи. Я ушла в компанию, которая занимается поиском родословной, составлением генеалогического древа и написанием семейных книг, за выпуск которых я и отвечала.

Немного позже я выросла и из этой должности и стала руководителем проектов в премиальном литературном агентстве, где проходила с авторами весь путь книги: от ее написания до «выхода в свет». Сейчас я продюсер креативных проектов, литературный коуч и выпускающий редактор и точно также помогаю людям исполнить их мечту в издании книги.

Где учиться на редактора

Для того, чтобы стать литературным редактором понадобится высшее образование в этой или любой смежной сфере: журналистика, лингвистика, издательское дело, филология и т.д. В редакторском деле главное – опыт, поэтому устройся на работу или стажировку во время летних каникул в любое литературное издательство. Только так ты поймешь, все процессы работы и во время учебы сможешь заострить внимание на главном.

Какие бывают редакторы и чем они занимаются

Обычно в агентствах и издательствах выделяют 3 вида редакторов: младший, литературный и выпускающий.

  • Младший редактор – человек, который находится в самом начале иерархической лестницы издательства. Его обязанности больше относятся к организаторским, чем к литературным: проследить, чтобы все этапы книги были выполнены в срок, оформить информацию о будущей книге, проверить точность цитат и цифровых данных.

Если у тебя нет опыта работы в издательской сфере, но есть желание в ней развиваться, то позиция младшего редактора лучше всего подходит для этой цели. Ты узнаешь «внутренности» профессии, и со временем сможешь вырасти в литературного, а может и в выпускающего редактора.

  • Литературный редактор занимается непосредственно редактированием текста. Ему не нужно общаться с авторами и выполнять какую-то организаторскую работу: этот человек трудится исключительно над словом.

Литературный редактор, в первую очередь, должен чувствовать и понимать логику текста. Его работа не состоит только из складывания слов в более красивые строчки, упрощения и избавления текста от «паразитов».

Хороший литературный редактор всегда обращает внимание на логику повествования. Книга – это долгосрочный проект, который иногда длится годами. Бывает, что автор, когда пишет книгу может что-то забыть и упустить из вида, глаз со временем «замыливается» и где-то теряется логика. Литературный редактор должен свежим взглядом взглянуть на книгу, заметить несостыковки и донести свое видение до автора.

  • Выпускающий редактор сопровождает весь процесс издания книги. Также он может контролировать литературного редактора и вносить пожелания и правки в текст по согласованию с автором.

Я, как выпускающий редактор и продюсер литературных проектов, беру на себя чуть больше обязанностей, чем литературный редактор. Например, на мне контроль и организация всей предпечатной подготовки для дальнейшего издания книги.

Качества, необходимые редактору

1) Эмпатия
Я считаю, что самое важное качество для редактора – это эмпатия и умение прочувствовать переживания автора. Я противница того, чтобы редактор полностью переписывал за автором текст – а такие «профессионалы» существуют и их много!

Думаю, за счет такой редактуры теряется авторский слог, а тексты становятся максимально похожи один на другой. Хороший редактор, по моему мнению, должен почувствовать особенности стиля автора и постараться их сохранить.

2) Любовь к чтению
Литературный редактор – работа мечты для тех, кто любит книги, ведь это уникальная возможность читать новинки первым и вносить свой вклад в развитие литературы.

3) Навыки работы в текстовых редакторах
Любой человек, который приходит на работу в издательство, должен уметь работать с любыми текстовыми редакторами: «Microsoft Word», «Google Документы» т.д. Конечно, самый удобный редактор – это «Google Документы», так как в нем можно следить за процессом подготовки книги нескольким людям и редактировать задания в онлайн-режиме.

4) Умение работать с текстом
Большинство людей думают, что работа с текстами – это что-то суперлегкое и так может сделать каждый. На самом деле это не так: хороший редактор всегда отличит текст, который написал талантливый автор от текста человека, не очень разбирающегося в литературе.

5) Начитанность
Любой редактор должен знать теорию и понимать, как правильно выстраивать структуру книги. А для этого необходима насмотренность и начитанность.

Трудности, с которыми может столкнуться редактор

1) У тебя недостаточно знаний
Без опыта в издательском деле, работать будет трудно, поэтому лучше пойти либо на должность младшего редактора, либо сперва попробовать себя в копирайтинге или стать редактором журнала.

2) Ты не можешь вовремя остановиться
Для некоторых редакторов основной сложностью является невозможность вовремя остановиться, прежде чем вносить миллион правок. Помни, что это не твой текст и твоя цель – не присвоить чужую книгу, а помочь автору сделать его работу литературным бестселлером.

3) Главная трудность, с которой сталкиваются все редакторы в определенный период – одобрение правок и коррективов заказчиками. Иногда автор в корне не согласен с редактором и переубедить его бывает очень сложно. Здесь тебе пригодятся навыки коммуникации и умение логично и аргументированно донести свою точку зрения до автора.

Сколько зарабатывает редактор

Зарплата редактора в Москве варьируется от 35 000 до 150 000 рублей, в зависимости от того, какую должность ты занимаешь. Итоговая сумма зависит от функций, которые ты выполняешь, опыта и места работы.

Мотивационный ликбез

Если ты действительно хочешь быть литературным редактором и развиваться в этой сфере, то я рекомендую долго это желание не обдумывать, а идти и нарабатывать опыт в этом направлении уже сейчас. Я пришла в книжную сферу подготовленная, поэтому мне было легче, и я сразу стала выпускающим редактором. Не теряй драгоценное время, которое можешь использовать себе в плюс.

Литературные проекты — это всегда про творчество и расширение границ. Если ты думаешь, что, придя в литературную сферу ты столкнешься лишь с рутиной, то это не так. Проекты всегда разные и задачи, на удивление, тоже бывают разные. В литературе очень много креатива: это та сфера, где вроде бы все понятно, но каждый раз тебе придется «изобретать велосипед». Будь к этому готов и ничего не бойся!