И не сойти с ума.
Алексей Чуков – актер Тульского областного театра юного зрителя, режиссер, преподаватель актерского мастерства, обладатель театральной премии «Триумф».
Режиссером я стал благодаря случаю. С 2010 года я являюсь артистом Тульского областного театра юного зрителя. В какой-то момент мне показалось, что для полного счастья мне не хватает только высшего образования.
Я поступил в тульский филиал МГИК на специальность «режиссура театрализованных представлений». Мне было неважно, что в итоге напишут в дипломе, потому что я люблю свою профессию актера и режиссером становиться как-то не планировал. Филиал моего института переехал в столицу и мне пришлось оставшиеся 3 года обучения мотаться между Тулой и Москвой, чтобы совместить учебу на режиссера и службой в должности актера.
Для диплома мне необходимо было поставить новогоднюю интермедию. Я подошёл к художественному руководителю своего театра, и он дал добро и разрешил заняться данной постановкой. И уже, когда я уходил, спросил: «Лёш, а ты не хочешь поставить настоящий спектакль на малой сцене?» Я впал в ступор от такого предложения и, неожиданно даже для себя, согласился.
Какие шаги предпринять, чтобы стать театральным режиссером
1) Получить образованиеМногие люди ссылаются на Квентина Тарантино и Стивена Спилберга, когда говорят, что хорошему режиссеру образование не нужно. Однако эти люди скорее исключение, чем правило, ведь любому профессионалу в своем деле необходимы базовые знания.
2) Начать действовать
Теория без практики мало кому в этой жизни пригодилась, поэтому, как только мысль о режиссуре пришла в твою голову подумай, где ты будешь ставить спектакли. Если у тебя есть знакомые в театральной сфере, не стесняйся спрашивать совета насчет помещения, где можно проводить репетиции, узнавай про хороших актеров и интересуйся новыми пьесами.
3) Знакомься с нужными людьми
Театральные фестивали, премьеры постановок в твоем городе, мастер-классы по профессии – все это должно прочно войти в твои будни. Будь открытым к знакомствам, ведь именно связи с нужными людьми могут помочь сделать первый шаг в твоей новой карьере.
Я очень долго решал, какой спектакль мне поставить на малой сцене. Материал должен был быть ёмким, атмосферным и мне хотелось, чтоб он был из современной драматургии. И я нашёл прекрасного драматурга Юлию Тупикину.
Я прочитал её пьесу «Ба», и она меня очень зацепила. Но для постановки ее взять не получилось – пьеса не подходила, потому что в ней не было нужного мне количества действующих лиц. Я начал читать всё, что на тот момент написала драматург и наткнулся на пьесу «Майя и Кощей». В эту же минуту я понял, что хочу поставить именно её. Так и появился мой первый спектакль «Кощей 21 века.
Первые сложности
В каждой профессии существуют свои подводные камни. А если ты меняешь свое сценическое амплуа, и переходишь из актера в режиссеры в одном театре, то будь готовым к переменам внутри коллектива. Но, если ты все сделаешь правильно – взаимоотношения с коллегами вскоре выйдут на новый уровень и станут еще лучше, чем были до твоего перехода из актеров в режиссеры.Основные сложности были связаны с выстраиванием отношений «режиссер – актер» так как в спектакле участвовали мои коллеги по актерскому цеху. С самого начала я по неопытности стал «закручивать гайки». Это касалось всего: начиная с того, что нужно не опаздывать на репетиции, заканчивая дословностью выученного текста.
И если вдруг в середине прогона случалась заминка я кричал: «Всё. Перерыв пять минут и заново». Я очень много нервничал и постоянно повышал голос. Был момент, когда ко мне подошли мои коллеги и дали мне понять, что нужно быть немного лояльней.
Я тогда многое осмыслил и понял, что и вправду очень сильно на них давлю и надо бы чередовать деспота и воспитателя детского сада, ведь артисты — это, по сути, те же дети. С тех пор я стараюсь воздействовать методом «кнута и пряника» и не слишком давить на своих актеров.
Можно ли быть в одном спектакле и актером и режиссером?
Есть такие творческие личности, которые умудряются в одном спектакле быть и режиссером, и актером, и сценаристом. Однако, распыляясь на несколько ролей, может случиться так, что нигде ты не выложишься на сто процентов и результат будет не таким, как задумывалось в начале.Когда ты ставишь спектакль рано или поздно появляется сложность в том, что тебе самому приходится как артисту участвовать в постановке. У меня был такой опыт. Я ставил детский спектакль под названием «Королевская корова» и получилось так, что артист, который должен был исполнять роль стражника, лёг на операцию. Я на репетициях выходил вместо него: то есть я постоянно бегал то на сцену, то со сцены. Спустя репетиций шесть я понял, что у меня не получается. Я и как актёр не доигрывал, и как режиссер не дорабатывал. В итоге я дождался «операционного» артиста и продолжил репетиции только в качестве режиссера.
Мешает ли актерское образование режиссеру?
Есть мнение, что хороший режиссер может получиться только из хорошего актера. Чтобы поставить спектакль, нужно сначала «повариться» в этой кухне изнутри, узнать психологию артиста и т.д. Но бывает и наоборот, когда актерский опыт только мешает работать с точки зрения режиссера.У меня в этом случае выработалось «творческое биполярное расстройство» - определение, которое придумал я сам. Когда я актёр – я стараюсь не влезать в творческую работу режиссера, если, конечно, этого не просит сам режиссёр. А когда я выступаю в проекте как режиссер, я стараюсь не работать методом «показа».
Как у артиста у меня был опыт работы с режиссером, который на каждой репетиции всё за меня играл и мне так и хотелось ему сказать: «У вас так хорошо получается эта роль! Сыграйте за меня». Поэтому мне нравятся режиссеры, которые работают «показом» не для того, чтобы внедрить тебе придуманный внутренний и внешний облик персонажа, а для того, чтобы ты, основываясь на его показе нашёл зерно роли, и оно проросло в тебе.