Практические советы о том, как пользоваться микрофоном, чтобы раскрыть все возможности своего голоса
Наталья Калюжная – педагог, автор-исполнитель песен в жанре поп, поп-рок, джаз. Основатель вокальной студии «Svoboda».
Часто качество выступления на сцене зависит от разных факторов, и, на мой взгляд, самым важным здесь является умение работать с микрофоном.
Как понять, что микрофон включен
Страшный сон для многих начинающих артистов: выйти на сцену и бесконечно повторять в микрофон: «раз-раз-раз», не понимая, включен он или нет.Микрофоны бывают разными: с кнопкой включения и без нее. Чтобы точно знать, как включается микрофон, с которым тебе предстоит работать, нужно обязательно прийти на саундчек и, если что-то непонятно, задать вопрос звукорежиссеру. Он обязательно объяснит, что нужно сделать, чтобы правильно нажать кнопку и включить микрофон. Если же кнопки нет, то звукорежиссер сделает все за тебя, и ты можешь не беспокоиться за этот пункт.
9 основных правил работы с микрофоном
1) Держи микрофон слегка под углом, говори и пой именно в него.Главная ошибка начинающих певцов – каждый второй поднимает микрофон вверх и держит прямо. Во-первых, это выглядит слегка нелепо. Во-вторых: при такой работе с микрофоном твой тембр никогда не раскроется полностью.
2) Держи микрофон относительно близко ко рту: на низких нотах между губами и микрофоном оставляй примерно 1,5 см, чтобы все краски твоего голоса читались. А в местах, где ноты выше и сильнее, уводи микрофон на большее расстояние, в зависимости от громкости, оставляя его под тем же углом.
Правило, которое никогда не подводит вокалистов: чем выше и сильнее нота - тем дальше микрофон. Если не уводить его вовремя - высокие частоты твоего голоса читаться не будут, и ты можешь услышать странный, неприятный слуху звук.
3) Не нужно направлять микрофон на колонки и мониторы
Когда мембраны микрофона направлены именно в эти точки - он начинает заводиться или образуется сильный свист, что приводит к дискомфорту вокалиста на сцене и звукорежиссёра.
4) Обязательно перед выступлением приходи на саундчек (настройку звука)
Саундчек – не просто формальность, которую можно проигнорировать. Именно на нем звукорежиссёр сможет настроить микрофон специально под твой голос, и ты не будешь переживать о том, как пройдет выступление.
5) Если ты начинающий вокалист, то вспомни детство и не стесняйся репетировать перед зеркалом.
6) Следи за естественным положением тела, рук и ног. Голос - это хорошо, но общее впечатление о вокалисте складывается из многих факторов. Один из них - насколько естественно певец держится на сцене»
7) Не жестикулируй той рукой, в которой у тебя находится микрофон. Если ты держишь его в правой руке, то для жестикуляции остается левая и наоборот.
8) Если перед тобой микрофон со шнуром, то следи за тем, чтобы шнур не попал под ноги. Жест, которым ты убираешь провод из-под ног, со временем станет автоматическим и не будет отвлекать ни твое внимание, ни внимание зрителей.
9) Многие начинающие артисты как огня боятся микрофонов на стойке. Основная ошибка – петь в микрофон, оставшийся на той высоте, которая была удобна предыдущему оратору. Если боишься не справится с регулированием стойки – заранее попроси ведущего настроить ее под твой рост.
Отличия правил работы с микрофоном на сцене и на студии звукозаписи
Микрофон на студии, в отличии от сцены, обычно стоит на специальной стойке. Его не нужно правильно держать, важно только соблюдать верное расстояние. Пусть мембрана микрофона находится примерно между носом и ртом. Единственное, что остается неизбежным – это правило: чем сильнее и выше нота, тем дальше расстояние.На студийном микрофоне должен присутствовать поп-фильтр для того, чтобы смягчить звуки «Б» и «П». На студии певец всегда надевает наушники, чтобы лучше слышать себя. Если у тебя не было раньше возможности слышать свой голос, перед студией лучше потренироваться и позаписывать себя хотя бы на диктофон, чтобы привыкнуть к собственному звучанию.
В заключении, еще несколько нужных правил по работе с микрофоном:
- если тебе плохо слышно себя на студии звукозаписи – не стесняйся сказать об этом звукорежиссеру;
- всегда при работе с микрофоном ищи тональность, при которой твой голос звучит наиболее выигрышно;
- старайся при работе с микрофоном избавиться от лишних шумов: вздохов, громкого набора дыхания и т.д.
- главное правило – верить в себя, свои силы и возможности. Умение чувствовать работу микрофона приходит с опытом, поэтому чем чаще ты будешь выступать – тем спокойнее и увереннее ты будешь чувствовать себя на сцене.