Рассказываем, как выстроить отношения с артистом, если у вас разные точки зрения на актерскую игру и отвечаем на вопрос: имеет ли режиссер право заменить актера из-за конфликта?
Я не делю артистов на медийных — не медийных, сложных или простых. Все актеры — люди со своими проблемами и характерами. Поэтому есть обязательные правила, элементарная этика для всех артистов. Недаром первая книжка Станиславского называется «Этика». Как правило ее дают студентам первого курса на первом занятии и говорят на второе занятие без того, как ее прочтут не приходить. Самое главное – это уважительный подход
Есть правила, обязательные для всех артистов: на репетицию нужно приходить подготовленными, переодетыми. Подготовленными не только с точки зрения физики, но и душевной работы. Не опаздывать на репетиции – это элементарное уважение друг к другу. Уважение и любовь к своему делу – вот единственный критерий. Я как режиссер могу простить все угодно, но не неуважения к тому делу, которым мы все занимаемся допустить не могу.
Сейчас очень много талантливых актеров и лично я стараюсь не работать с такими артистами. В моем случае человеческий фактор, наверное, главенствующий, как говорил мой мастер: «Артистом можешь ты не стать, но человеком быть обязан». В этом случае я стараюсь поменять такого актера.
Режиссер – это диктаторская профессия. Тут нужно сохранять баланс: быть строгим, но в то же время добрым папой для артиста. Некий «кнут и пряник». Есть такая история, что, когда Борис Покровский «строил» свой Большой театр, ему выписали репетицию «Евгений Онегин» с уже великим басом Александром Пироговым в роли князя Гремина. Репетиция прошла успешно и быстро, до ее конца оставалось еще минут тридцать. Покровский говорит: «Ну, вы все сделали, отпускаю вас». Пирогов уточняет: «Я правильно понял, что больше репетиции не будет, она закончена?» На что Покровский отвечает: «Все верно, вы все прекрасно сделали». Пирогов одевает обратно костюм, идет в режиссерское управлении, а оно было раньше с такими стенками тонкими, где все слышно. Вот режиссер одевается в соседней комнате, а за соседней дверью администратор спрашивает Пирогова: «Ну как вам наш новый режиссер Борис Александрович Покровский?». Пирогов отвечает: «Да какой это режиссер! Вот это раньше были режиссеры. Осталось тридцать минут до конца репетиции, а он всех с репетиции раньше отпустил». С тех пор Борис Покровский говорил, что никогда не щадил себя на репетициях для артиста и такому режиссеру актеры прощают все.
Вообще в любой профессии не стоит себя жалеть. Театр – это храм, артисты – священнослужители. Священнодействуй или убирайся вон, по-другому работать просто ни к чему.