Журнал
2022-12-03 18:28 Обмен опытом

Как работать со сложными артистами и не испортить ни с кем отношения

Рассказываем, как выстроить отношения с артистом, если у вас разные точки зрения на актерскую игру и отвечаем на вопрос: имеет ли режиссер право заменить актера из-за конфликта?




Андрей Цветков-Толбин — режиссер шоу, драматических и музыкальных спектаклей, опер, педагог в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова, педагог в Академии хорового искусства имени В. С. Попова, экс-солист Большого театра России.



Наверняка тебе приходилось натыкаться на статьи, с эффектными заголовками: «Актеры, с которыми отказываются работать режиссеры». Например, глянцевые издания, такие как «TheVoice», «The Symbol» ни раз упоминали, что из-за своего плохого настроения Дженнифер Лопес может испортить его всей команде, а актер Кристиан Бэйл постоянно вмешивается в работу режиссера. Творить в такой атмосфере часто бывает тяжело, и выгорание настигает быстрее, чем заканчивается репетиционный процесс. Однако режиссер не всегда может поменять «неугодного» артиста, поэтому должен находить точки соприкосновения, чтобы сложность характера актера не отражалась на результате.

Я не делю артистов на медийных — не медийных, сложных или простых. Все актеры — люди со своими проблемами и характерами. Поэтому есть обязательные правила, элементарная этика для всех артистов. Недаром первая книжка Станиславского называется «Этика». Как правило ее дают студентам первого курса на первом занятии и говорят на второе занятие без того, как ее прочтут не приходить. Самое главное – это уважительный подход

Работе режиссера с актером нельзя научиться в теории, читая статьи, книжки и слушая рассказы знакомых – в этом деле необходима практика. Для режиссера важной задачей будет научиться создавать в театре атмосферу игрового и свободного пространства, в котором актеры смогут творить и импровизировать.

Есть правила, обязательные для всех артистов: на репетицию нужно приходить подготовленными, переодетыми. Подготовленными не только с точки зрения физики, но и душевной работы. Не опаздывать на репетиции – это элементарное уважение друг к другу. Уважение и любовь к своему делу – вот единственный критерий. Я как режиссер могу простить все угодно, но не неуважения к тому делу, которым мы все занимаемся допустить не могу.

С чего режиссеру начать работу с актерами

  • Если ты еще учишься, освой репетиционную практику вместе со своими однокурсниками или друзьями-актерами. Например, ты можешь поставить короткую пьесу в учебном театре или сделать несколько хороших этюдов. В процессе репетиций ты поймешь, какие сложности возникают при работе с актерами и научишься на собственном опыте решать мелкие конфликты и непонимания.
  • Найди знакомого режиссера, который уже прошел этот путь: в момент, когда тебе будет нужна поддержка, ты всегда сможешь обратиться к нему с вопросом: «Что делать дальше?»
  • Репетируй с актерами не меньше трех раз в неделю. Как только вы, вместе с актером, «нащупаете» это удовольствие от поиска интересных фишек в роли – работать станет намного проще.

Что делать, если актер постоянно спорит с режиссером

Если этот актер необходим тебе как воздух, как типаж, то нужно постараться с ним наладить контакт. Убедить его, перевести на свою сторону, максимально находить компромиссы. Но это в том случае, что именно этот артист воплощает твой режиссерский замысел. Но если на этом артисте не держится весь спектакль – с ним нужно прощаться.

Сейчас очень много талантливых актеров и лично я стараюсь не работать с такими артистами. В моем случае человеческий фактор, наверное, главенствующий, как говорил мой мастер: «Артистом можешь ты не стать, но человеком быть обязан». В этом случае я стараюсь поменять такого актера.

В каком случае режиссер может снять артиста с роли

Если это режиссерский проект, то режиссер – капитан, он выбирает команду и артистическую, и художественно-постановочную. Поэтому убрать актера, который «зазвездился» из проекта не составит труда. Но если это спектакль продюсерский или директорский, и режиссер на него согласился — тут, конечно, надо идти на какие-то сделки с самим собой и со своей совестью. То есть если это проект воплощает какие-то твои амбиции, то можно и потерпеть.

Топ-5 ошибок режиссера при работе с актерами

1) Режиссер не разбирает по полочкам неудавшуюся сцену
Вместо того, чтобы конкретно разобрать слабый отрывок, режиссер говорит: «Дай мне здесь больше радости». В таком случае актер начнет наигрывать, потому что сиюминутный результат не получается таким быстрым путем. Для того, чтобы актер почувствовал в определенном эпизоде эту радость и смог показать ее зрителю, нужно провести анализ всего сюжета с точки зрения героя и найти мотивацию и логичную цель, к которой персонаж должен прийти в конце отрывка. Это, в первую очередь, совместная работа актера и режиссера.

2) Режиссер стоит на своем чисто из-за своих принципов
Режиссеру необходимо быть гибким в своей работе, поэтому, прежде чем требовать от актера стопроцентного попадания в роль, дай ему «притереться» с своему персонажу. Режиссеры часто в своей рабочей практике встречаются с трудными артистами, и здесь нужно действовать исходя не из своей гордыни, а из результата. Иногда у сложного актера методы работы над ролью будут эффективнее, чем предлагаешь ты. Если его созданный персонаж идеально вписывается в спектакль, то лучшим решением будет проявить режиссерскую гибкость, не настаивать на своем, а попробовать найти к артисту индивидуальный подход.

3) Режиссер забывает, что главный на площадке – он
Если ситуация с артистом вышла из-под контроля, то не бойся действовать жестко и твердо – вспомни о иерархии в театре, и о том, что главный здесь – все-таки ты. Именно тебе, а не актеру, отвечать за поставленный спектакль, поэтому если дело касается не принципов, а непосредственно качества постановки – не бойся проявить жесткость.

4) Режиссер только критикует и ругает
На самом деле положительная обратная связь работает намного лучше, чем критика. Вспомни, сколько раз после щедрой похвалы у тебя «распускались крылья» и хотелось как можно скорее повторить успех. И наоборот, как после жесткой критики опускались руки и не хотелось делать абсолютно ничего. Поэтому, если ты вспылил и накричал на актера, не бойся позже извиниться и найти что-то хорошее в его игре. Так ты задашь ему нужное направление и освободишь в нем энергию на дальнейшую работу.

5) Режиссер перехваливает артистов
Актеры – народ тщеславный, поэтому если проводить репетиции в стиле: «Гениально», «Божественно!», то ты и сам не заметишь, как артисты сядут тебе на шею и прекратят воспринимать даже малейшие замечания. Во всем нужна мера, и, если актер не выполняет твои просьбы или не знает текст – не бойся с ним серьезно поговорить.

Режиссер – это диктаторская профессия. Тут нужно сохранять баланс: быть строгим, но в то же время добрым папой для артиста. Некий «кнут и пряник». Есть такая история, что, когда Борис Покровский «строил» свой Большой театр, ему выписали репетицию «Евгений Онегин» с уже великим басом Александром Пироговым в роли князя Гремина. Репетиция прошла успешно и быстро, до ее конца оставалось еще минут тридцать. Покровский говорит: «Ну, вы все сделали, отпускаю вас». Пирогов уточняет: «Я правильно понял, что больше репетиции не будет, она закончена?» На что Покровский отвечает: «Все верно, вы все прекрасно сделали». Пирогов одевает обратно костюм, идет в режиссерское управлении, а оно было раньше с такими стенками тонкими, где все слышно. Вот режиссер одевается в соседней комнате, а за соседней дверью администратор спрашивает Пирогова: «Ну как вам наш новый режиссер Борис Александрович Покровский?». Пирогов отвечает: «Да какой это режиссер! Вот это раньше были режиссеры. Осталось тридцать минут до конца репетиции, а он всех с репетиции раньше отпустил». С тех пор Борис Покровский говорил, что никогда не щадил себя на репетициях для артиста и такому режиссеру актеры прощают все.

Краткое резюме

Вне зависимости от того со сложными или «легкими» артистами ты работаешь не жалей себя, делай свое дело на полную катушку и тогда с любым актером ты в итоге найдешь общий язык.

Вообще в любой профессии не стоит себя жалеть. Театр – это храм, артисты – священнослужители. Священнодействуй или убирайся вон, по-другому работать просто ни к чему.