Журнал
Обмен опытом

Пишем песню: опыт работы с топовыми композиторами России

Как создать хит.

из личного архива. Слева направо: Антон Аносов, Виталий Гогунский, Феликс Семибратов, Юрий Бардаш



Антон Аносов – Поэт, либреттист и драматург, автор мюзиклов «Zumer», «Большая перемена», и опер «Туда и обратно», «Мария де Буэнос-Айрес» и др. Создатель литературно-театрального проекта «Сказки для взрослых».



Так сложилось, что из обычного поэта и драматурга мне пришлось переквалифицироваться в либреттиста и поэта-песенника. Жизнь меня свела и продолжает сводить с крутейшими авторами, композиторами и музыкальными продюсерами современности.

Последнее знакомство, которое меня действительно впечатлило, было с украинским продюсером Юрием Бардышем, создателем групп «Quest Pistols» и «Грибы». Сейчас Юрий перебрался в Россию и мне кажется, что в ближайшее время ожидается подъем музыкальной индустрии в нашей стране. В том числе это связано с колоссальным оттоком артистов и смены музыкальных элит.

Как автору песенных слов максимально продуктивно сотрудничать с композитором

Каждый композитор следует своим принципам в написании музыки. Кто-то создает по несколько песен за ночь, включая аранжировку, а кто-то месяц прорабатывает одну песенную мелодию. Один композитор предпочитает писать музыку на слова, а другой, наоборот. В связи с этим автору нужно найти подход к композитору, с которым он работает. Обычно автор с композитором договаривается заранее. Но, в случае если на проекте существует музыкальный продюсер, который приносит заказ, он сам обозначает условия работы.

Например, Игорь Игоревич Матвиенко пишет музыку медленно, но при этом прорабатывает каждую деталь, интонирование. Это показатель педантичности и перфекционизма. Композитор, создавший виртуальные инструменты, которыми пользуются все топовые мировые музыканты, Илья Ефимов, предпочитает в мюзиклах работать на слова. Он также максимально ответственно, идеалистически относится к написанию музыки. Илья различает мельчайшие звуки, находящиеся в глубине аранжировки, которые обычно не слышны даже профессионалам.

У каждого композитора есть свой музыкальный стиль, который выделяет его среди других. Авторы музыки используют повторы, бриджи и прочие музыкальные приемы, которые поэт-песенник должен уловить. Для этого нужно изучить музыкальный материал композитора, с которым тебе предстоит работать, чтобы четко различать песенную мелодику и стилистически соответствовать своему соавтору. Даже непрофессионал может отличить музыку Константина Меладзе от музыки Игоря Крутова.

Когда я сотрудничал с Олегом Борщевским в молодежном музыкальном шоу-проекте «Zумер», я заметил, что Олег особое внимание уделяет модным референсам. Хотя это могло быть и требованием продюсеров. Большинство песен было написано на мой первичный текстовый материал, но, после адаптации слов под музыку, мне пришлось частично фонетически менять текст. Также я добавил современные речевые обороты, немного молодежного сленга и в итоге получилось действительно круто. Сейчас все эти песни можно легко найти в интернете.

Секреты написания хита

1) Выбери целевую аудиторию
Если вы вместе с композитором планируете создавать песни для пятнадцатилетних подростков, то стилистически вы должны совпасть с возрастом и потребностями этого поколения. То есть забудьте про березки и валенки или нелегкую долю побитого жизнью человека. Узнай, что сейчас в тренде для молодежи, но помни, что вечные смыслы актуальные всегда: первая любовь, слезное расставание или юношеский максимализм.

2) Используй повторения
Повторяй ключевые слова в песне, особенно в припеве. Композитор интонационно их поддержит: благодаря этому песня получится яркая и запоминающаяся. А также применяй лексические редупликации текста, например: «калинка-малинка», «оле-поле» и т.д.

3) Уделяй внимание фонетике
Слуховой аппарат в организме человека особо остро реагирует на звонкие чередующиеся согласные. Поэтому фонетика в песенных стихах играет ключевую роль. Современные песенные тексты могут абсолютно не содержать в себе смысла и быть «белибердой», при этом их будут напевать миллионы. Это связано с правильным фонетическим оформлением текста. Побольше добавляй такие звуки как «р», «з», «т», «л», хороши гласные «а», «о», «е».

4) Следи за рифмой
Интересная, необычная рифма въедается в память покруче повторений. Если у тебя в песне будут составные рифмы или ассонансные находки, то с большой долей вероятности твои тексты услышат и запомнят миллионы.

5) Не забудь про смысл
Хоть смыслы сейчас не в чести, но хорошим украшением песни пренебрегать не стоит. Ведь написать настоящий шедевр ты сможешь только когда найдешь золотую середину между всеми вышеперечисленными пунктами.

Секунда мотивации

Все приходит с опытом, поэтому пиши и практикуйся как можно больше. Знакомься с новыми композиторами, не забывая про классиков. Именно благодаря этому в тридцать лет я стал соавтором Моцарта, написав современную адаптацию его оперы. Так что все возможно, даже то, что на первый взгляд звучит странно и нереально.