Журнал
Партнерские материалы

Как попасть в лейбл и не попасть в ловушку

Заглядываем внутрь музыкального лейбла и разбираемся выгодно ли такое сотрудничество артисту.




Алан Беллини – ди-джей, саунд-продюсер, A&R-менеджер российского лейбла «Первое Музыкальное».



Из чего состоит музыкальный лейбл

Музыкальный лейбл – это компания, заключающая контракты с исполнителями и участвующая в продвижении их музыкальной продукции.

Основные отделы музыкального лейбла:

  • Отдел артистов и репертуара. Именно сюда попадают демозаписи, которые отправляют исполнители. Если сотрудникам понравился тот или иной трек, то их задача – донести до руководства компании интерес к новому имени. Также сотрудники этого отдела занимаются поддержкой тех исполнителей, с которыми уже заключены контракты и отслеживают успехи в продвижении.

Я работаю в российском лейбле «Первое музыкальное» A&R-менеджером или, по-другому в отделе артистов и репертуара – и могу сравнить этот опыт, пожалуй, с первой любовью. До сих пор помню эмоции, которые я испытал, когда нашел первого артиста. Я только пришел в лейбл, и активно «прочесывал» материал во всех социальных сетях. Вдруг наткнулся на интересный звук, решил найти автора и написать ему: в итоге оказалось, что у исполнителя есть целых два альбома и мы решили попробовать посотрудничать.

Мы выпустили первый, наполненный лиричными песнями альбом, и одна из них вышла в чарт. Кстати, впоследствии мы получили золотую пластинку за этот трек. Через какое-то время артист решил выпускать музыку самостоятельно, и наши пути разошлись, но мы остались в хороших отношениях. До сих пор общаемся, созваниваемся и поздравляем друг друга с праздниками.

  • Художественный отдел. Здесь работают дизайнеры, отвечающие за оформление любого визуала музыкальных продуктов и рекламы.
  • Отдел продвижения. Сотрудники этого отдела отправляют песни новых исполнителей на радиостанции и контролируют их трансляцию на радио. Также именно здесь вырабатывается стратегия по продвижению артиста.
  • Отдел по связям с общественностью контролирует, чтобы об артистах их лейбла говорили в СМИ. Сотрудники готовят материалы для публикации и следят за регулярным появлением своих исполнителей на радио и ТВ-передачах.
  • Коммерческий отдел отвечает за всю финансовую сторону музыкального лейбла.
  • Отдел продаж занимается распространением музыки в магазины и на площадки. Именно эти ребята знают, когда наступает удачное время для продаж, а когда лучше немного подождать.

3 главных шага для взаимодействия с лейблом

1) Подготовь качественный музыкальный материал
Сотрудничество с любым музыкальным лейблом начинается, в первую очередь, с материала. Потому что если твой трек не подойдет или не понравится лейблу, то никакого взаимодействия, кроме переписки с парой писем не жди.

2) Составь презентацию
Прежде чем отправлять трек в музыкальный лейбл, подумай, чем ты можешь заинтересовать компанию.

Будущему артисту нужно отправить трек на лейбл с краткой информацией о себе, своих планах, социальных сетях и парой треков. Что касается планов: лучше, чтобы они были реалистичными и конкретными, без любимых всеми общих фраз «мечтаю попасть в чарт». Если лейблу понравится твой материал, тебе обязательно ответят и предложат сотрудничество в определенном формате.

3) Внимательно читай договор
Всегда обращай внимание на документальную часть вопроса. Это очень важно! Внимательно читай договор и задавай вопросы, если ты что-то не понимаешь.

Дальше уже всё будет зависеть от лейбла, тебя, твоей продуктивности и вовлеченности в процесс. Никому не нужны ленивые ребята, которые ждут у моря погоды, не приложив никаких усилий при этом.

Чем еще заинтересовать музыкальный лейбл

Попробуй заинтересовать лейбл не только треком, но и собой, своей персоной, личностью. Может быть, у тебя не очень запоминающиеся треки, но при этом ты ведешь свой крутой блог или снимаешь крутые видео в социальных сетях.

Набирай большое количество просмотров, отталкивайся от своей харизмы, определяй свои сильные стороны и улучшай их постоянно. Все мы знаем случаи попадания в чарты треков от артистов с не самыми лучшими вокальными данными.

Условия сотрудничества с лейблом

У каждого музыкального лейбла своя схема взаимодействия. Это может быть выпуск трека (с проработкой промо/плейлистов), агентский договор или вообще продюсерский контракт - мечта всех молодых артистов. Но сейчас продюсерские контракты практически никто не подписывает. В любом случае, в хорошем лейбле тебе объяснят план действий, что ты должен будешь сделать и для чего это нужно.

Что касается ценовой политики, то в большинстве случаев лейбл берет с начинающего артиста процент: обычно это 70 на 30 и в редких случаях 90 на 10. Лучше всего для артиста заключать гибкий договор, где соотношения процентов меняются с того момента, как артист отбивает вложенную в его развитие сумму денег.

Плюсы взаимодействия с музыкальным лейблом

Сейчас то время, когда многие артисты вовсю трубят о том, что «лейблы не нужны». Но при этом больше всех настроены против те, кто уже собрал себе команду профессионалов и работает, по сути, сам себе лейблом.

Главный плюс лейбла – люди, команда, которая будет помогать тебе в решении многих вопросов, будь то регистрация авторских прав, доставка трека на площадки, проработка плейлистов, рекламные кампании или синхронизация. В одиночку тебе будет заниматься всем этим гораздо сложнее.

К плюсам можно также отнести снижение рисков – большую часть берет на себя лейбл. Ну, и, конечно, у тебя остается много времени на творчество, - всей административной частью будет заниматься лейбл.

Минусы взаимодействия с музыкальным лейблом

О минусах мне говорить сложно, всё-таки я работаю в лейбле. Но, наверное, есть один, с которым я не сталкивался, но знакомые попадались на эту удочку. Если артисты плохо читают контракт, который подписывают с лейблом, то рискуют попасть под определенные обязательства, которые впоследствии не дадут им уйти от этого лейбла в ближайшее время. Как правило, сейчас такого практически не происходит, но любой договор все равно нужно читать как можно внимательнее.

Итак, тебе точно нужен лейбл, если:
  • ты хочешь посвящать больше времени творчеству, а не административной работе;
  • у тебя часто случается период «застоя» - ничто не мотивирует лучше, чем маячащий на горизонте дедлайн, который устанавливает лейбл;
  • твои слушатели – взрослая аудитория, которая не сидит в интернете;
  • ты хочешь быстрых результатов;
  • у тебя нет крупных бюджетов на развитие и связей в шоу-бизнесе.