Журнал
Мотивация

Ненасильственное общение: добивайся своего без претензий

Это возможно.


Что такое ненасильственное общение

Ненасильственное общение – это коммуникация между несколькими людьми, основанная на сопереживании и удовлетворении потребностей всех участников беседы.

Ненасильственное общение строится на реализации совместных интересов, понимании чужих потребностей и исключает «моральное нападение» друг на друга.

При ненасильственном общении люди озвучивают свои потребности максимально четко и понятно для всех участников беседы. В результате, вероятность того, что ты получишь то, что хочешь возрастает в разы.

Формула ненасильственного общения

Ненасильственное общение строится на нескольких компонентах: факты, эмоция, потребность и просьба.

1) Факты
Назови собеседнику объективные факты, основанные на твоих наблюдениях, без обобщения и мыслей за другого человека.

Пример фразы с оценкой и ярлыком: «Мой однокурсник плохой актер». Пример объективной фразы без оценки: «У моего однокурсника не получается выстроить актерский образ уже в третьем спектакле».

2) Эмоция
Общение без эмоций невозможно, но, загвоздка заключается в том, что человек передает их чаще всего с помощью интонации или мимики. Замени невербальные эмоции проговариванием их вслух.

Например, твой собеседник может недооценить всю серьезность ситуации, когда ты буквально трясешься перед выходом на сцену. Но, если сказать фразу: «Меня трясет от осознания, что сейчас нужно выступать», другому человеку придется как-то отреагировать на твою эмоцию и помочь тебе успокоиться.

3) Потребность
Учись правильно формулировать потребность. Иначе твоя просьба будет воспринята как каприз.

Например, фраза: «Ты уже третий раз обещал дать мне роль в своем этюде» – звучит как претензия, хотя потребность тут далеко не в роли, а в честности.

4) Просьба
Большинство людей не любят и не умеют просить, хотя этот базовый навык необходим в реальной жизни. Просьба должна быть конкретной.

Например, вместо фразы: «Давай сходим вместе на какой-нибудь кастинг» скажи: «Давай пойдем на кастинг нового сериала в среду в 10 утра».

Пример обычного общения

Представь, что ты в театре делишь гримерку на четверых вместе с другими актерами. А твой коллега на протяжении спектакля переодевается несколько раз и постоянно бросает свою одежду и реквизит на твой стол, потому что он находится ближе к дверям. Ты терпишь и молчишь три спектакля подряд, но после четвертого взрываешься, и обвиняешь своего коллегу во всех смертных грехах.

Пример ненасильственного общения

После первого раза, когда произошла такая ситуация, ты подходишь к коллеге и говоришь, что его вещи на твоем столе доставляют тебе дискомфорт и нарушают границы. Можешь предложить ему на время поменяться местами в гримерке, если вас обоих устроит такой вариант. Открытое обсуждение проблемы всегда лучше, чем скопленные эмоции внутри – они имеют вероятность в самый неподходящий момент выплескиваться наружу.

Тренировка навыка ненасильственного общения

Когда ты находишься на грани, чтобы высказать другому человеку все, что о нем думаешь, следуй этому плану:

  • определи, какие эмоции ты сейчас испытываешь: гнев, обиду, злость, грусть и т.д.;
  • выясни, что именно стало триггером этих эмоций: какие слова или действия вызвали твою реакцию;
  • пойми, какая твоя потребность была нарушена или оказалась неудовлетворена;
  • подумай, как бы человеку, который вызвал в тебе эти эмоции стоило бы вести себя в этой ситуации.

Ненасильственному общению, также как и любому другому навыку необходимы тренировки. Первое время будут случатся откаты, ведь действовать по привычному сценарию гораздо проще, чем внедрять в свое поведение новые навыки. Но постепенно, ненасильственное общение станет не новым способом мышления, а естественной частью жизни. Главное верить, что все получится и использовать знания не только в теории, но и на практике.